Аналоговые тахографы признали устарешими

Начиная с июля этого года на рынке тахографии не осталось места для старых аналоговых устройств. Теперь за контроль режимов труда и отдыха будут отвечать цифровые тахографы, оборудованные блоком криптографической защиты (СКЗИ). Сроки оборудования грузовых автомобилей и автобусов техническими средствами контроля прописаны в приказе Министерства транспорта РФ № 273 от 21.08.2013.

Не боясь штрафных санкций, заниматься междугородними перевозками разрешено транспортным средствам (ТС), оборудованным цифровыми тахографами с блоком СКЗИ, а в международный рейс могут выходить ТС с контрольными устройствами, отвечающими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).

Помимо них, еще 2 года на грузовиках и автобусах можно будет встретить тахографы, отвечающие требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного постановлением Правительства РФ №720. Однако эта отсрочка действует до 1 января 2018 года и только в том случае, если контрольное устройство было установлено на автомобиль до вступления в силу 273 приказа Минтранса России, то есть до 28 февраля 2014 года и в нем используются карты, обеспечивающие некорректируемую регистрацию информации.

Действие самого постановления № 720 было прекращено в 2015 году. Вместе с ним утратил силу и старый техрегламент. Но он перестал быть ориентиром для предприятий, которые задумывались об установке тахографа, еще раньше – после выхода Приказа Минтранса России № 36 от 13 февраля 2013 г. Все потому, что разработанные согласно регламенту по 720 постановлению тахографы не содержат блоков СКЗИ и не отвечают требованиям европейской сертификации. Они не могут считаться надежными и должны быть заменены.

Однако законодательным требованиям следуют не все, и на рынке до сих пор остаются мастерские и производители, которые продолжают устанавливать заведомо устаревшие модели российских тахографов образца 720 постановления. Известно о регистрации целого ряда обращений от недовольных владельцев транспортных средств, которые положились на недобросовестных мастеров, установили устаревший тахограф и теперь не понимают, что им делать дальше.

История вопроса

Оборудование ТС устройствами для контроля режима труда и отдыха – не новая тенденция. В России о повсеместном оснащении грузопассажирского транспорта тахографами заговорили еще в 1990-х годах. На тот момент в Европе уже активно применялись контрольные устройства по требованиям ЕСТР.

Сначала в национальном законодательстве появилась норма, по которой тахограф должен был устанавливаться заводом-изготовителем на автобусы вместимостью 20 и более пассажиров и на грузовики массой свыше 15 тонн, которые планируют работать на междугородных и международных перевозках. Но, так как коммуникации между производителем и заказчиком не были налажены, на заводе часто не знали, для какой перевозки предназначен транспорт и тахографы практически не устанавливались.

К вопросу вернулись только в 2009 году, когда технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» был утвержден постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 720. В техрегламенте было не только прописано, на какие категории и типы транспортных средствах необходимо установить тахограф, но и срок их оснащения – 23 января 2012 г. При этом ответственность за невыполнение требований предусмотрена не была, и транспортники не торопились устанавливать тахографы.

В 2012 году в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» были внесены изменения, которые ввели обязанность для владельцев ТС оборудовать их тахографами, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию скорости, маршрута, режимов труда и отдыха водителей.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1213 на Министерство транспорта РФ были возложены полномочия по утверждению порядка оснащения ТС тахографами. В 2013 году Министерство выпустило сразу два приказа: № 36, который по согласованию с ФСБ и МВД, утвердил требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категории и виды ТС, оснащаемых тахографами, правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства, а также приказ № 273, который определил порядок и сроки оснащения тахографами для соответствующих категорий транспортных средств.

Современное регулирование

Как пояснили «Движению без опасности» в Минтрансе России, в настоящее время регулирующими документами в сфере тахографии на территории страны являются Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), определяющий требования к тахографу как компоненту транспортного средства, статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», определяющая требования к тахографу как средству контроля и требования к его установке на транспортные средства, и приказы Министерства транспорта РФ от 13.02.2013 № 36 и от 21.08.2013 № 273.

Контроль соблюдения требований законодательства возложен на инспекторов ДПС (ГИБДД) и Ространснадзора. Штраф за нарушения предусмотрен статьей 11.23 КоАП РФ и составляет сумму в размере от 1 до 3 тыс. рублей для водителя, и сумму от 5 до 10 тыс. для должностного лица.

В Росстандарте сообщили, что применение тахографов находится и в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. В связи с этим тахографы подлежат испытаниям для утверждения типа и поверке. В ходе испытаний проводится оценка метрологических характеристик тахографов. Информация о тахографах, прошедших испытания для утверждения типа, включая их характеристики, размещается в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений. По итогам испытаний выдается свидетельство об утверждении средства измерения, которое гарантирует право на применение тахографа.

Если процедура поверки находится под контролем государства, то вопросами сертификации занимаются и коммерческие предприятия. Так, испытательные лаборатории выдают для тахографов сертификаты соответствия требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств».

Для его получения необходимо представить в лабораторию общее техническое описание типа компонентов транспортного средства, макеты маркировок, уставные и регистрационные документы изготовителя.

Однако, по словам генерального директора ЗАО «Атлас-карт» Виктора Прокопенко, наличие сертификата говорит только о том, что тахограф не оказывает негативного влияния на транспортное средство: «Сертификат нельзя воспринимать, как доказательство соответствия тахографа действующему законодательству. Это всего лишь подтверждение того, что устройство не оказывает негативного влияния на транспортное средство и допустимо к установке. Сертификат ни в какой степени не является подтверждением соответствия тахографа требованиям 36 приказа. Он не доказывает и того, что устройство является средством контроля режима труда и отдыха водителя на территории Российской Федерации».

Что ставить и чего ждать?

Сегодня тахограф и связанные с ним компоненты системы контроля позволяют водителям, менеджерам компаний и контролирующим органам не только гарантировать соблюдение правил логистики, но и повысить эффективность работы.

Современный тахограф должен обеспечивать непрерывную некорректируемую регистрацию скоростного режима, пройденного расстояния, времени работы и отдыха водителя. Именно этим целям отвечают тахографы по 36 приказу (для внутренних перевозок) и ЕСТР (для осуществления международных рейсов).

Как сообщили «Движению без опасности» в Росстандарте, на сегодняшний день все основные модели тахографов, соответствующие требованиям Приказа №36 прошли испытания. В агентстве также уточнили, что к преимуществам использования поверенных тахографов можно отнести обеспечение подтверждения точности характеристик тахографа, а также - юридическое признание результатов измерений, полученных контрольным устройством.

Аргументы, говорящие в пользу надежности и безопасности цифровых тахографов, отвечающих 36 приказу, часто игнорируют. По данным Госавтоинспекции МВД России в 2015 году было оформлено 386 725 штрафов по статье 11.23 ч.1 КоАП РФ, которая вменяется за отсутствие или некорректное использование тахографов. При этом число оформленных штрафов за отсутствие контрольного устройства было практически в 20 раз больше, чем количество штрафов за несоблюдение режимов труда и отдыха.

Эксперт ассоциации «РусТахоКонтроль» Геннадий Мирошин обращает внимание на то, что к таким результатам приводит отсутствие единого регулирующего документа в сфере тахографии в России, а также безнаказанность отдельных участников рынка: «Сегодня кроме перевозчика ответственных нет. В будущем планируется ввести санкции к некоторым другим участникам, которые также должны отвечать за свою работу, но на текущий момент их работа находится вне сферы нормативно-правового регулирования».

Генеральный директор «Движения без опасности» Вадим Мельников подтверждает необходимость расширения зоны ответственности на всех участников рынка: «Сегодня организация, эксплуатирующая транспортное средство, страдает от установки «левых» устройств не меньше, чем от отсутствия тахографа. Желание сэкономить приводит к двойным тратам, а в выигрыше остается только недобросовестный мастер, который вводит заказчика в заблуждение и диктует ему собственное прочтение законов».

Однако, по словам В. Мельникова, ситуация постепенно меняется: «При проверке транспортных компаний стало фиксироваться намного меньше нарушений ч. 1 статьи 11.23 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за отсутствие тахографа. Это говорит о том, что компании стараются следовать закону и устанавливают необходимые контрольные устройства на свои автомобили. Но, к сожалению, сегодня почти половина ТС находится во владении физических лиц, которые освобождены от обязанностей по установке тахографов. И это главная проблема, которая не позволяет контролировать режим работы и отдыха большей части дальнобойщиков. Решение данного вопроса не за горами, соответствующий проект поправок в ФЗ «О безопасности дорожного движения» и в КоАП уже готов и ждет своего принятия в осенней сессии».